Перед прохождением границы коленки дрожат и пульс учащается. Несмотря на то, что знаешь, что ничего не нарушаешь. Знакомое ощущение?
Попробовал вспомнить все-таки, когда началось. Наверное, в какой-то степени было всегда. Даже в 2000-х годах протягивал загранпаспорт нашим погранцам с мыслью — что-то пойдет не так. Ну а что удивительного? Вы их лица видели? Обязательно глянут на тебя сурово, паспорт пошкрябают и снова глянут. Сличают.
Потом, после 2014 г., когда Россия стала потихоньку ссориться со всем миром, неприятные ощущения усилились — но теперь уже помимо суровых, непробиваемых, подозревающих лиц наших прибавились такие же лица по ту сторону забора.
Когда жил в Эстонии и до войны ездил в Россию, каждый встречался с вежливым дыханием ненависти от эстонцев, докапывающихся до каждой мелочи.
Переехав на юг Европы, я с удивлением обнаружил, что здесь на границах работают пофигисты. Беглый взгляд на человека, смачный шлепок штампа в паспорт. Улыбка. «Иди, гуляй, Вася!».
В Венгрии наши паспорта служивый мужчина смотрел одной рукой, не переставая курить. На границе с Боснией документы проверял странный тип в шлепках и с бродячей собакой в обнимку. По прилету в Сербии последний раз общение с пограничником заняло ровно 15 секунд.
Но страх все равно остается. И, стоя в очереди на контроль вместе с какими-нибудь уверенными в себе улыбающимися британцами, чувствуешь, как этот страх все равно тебя парализует — страх человека-винтика, родившегося в СССР. Где априори ты в чем-то виновен, а если нет, то просто повезло.
Эти страхи никуда не делись. Они сидят глубоко во многих из нас.
Источник: телеграм-канал «Эмигрицепс»