После февраля 2022 года из России уехало 650 тыс. человек, в 2023 году страны Евросоюза выдали 115 тыс. ВНЖ россиянам и 281 тыс. — белорусам. Однако многие из этих людей находятся в сложной ситуации. Аннулирование паспортов грозит потерей легального статуса для сотен тысяч, а 50% россиян уже сталкиваются с проблемами при продлении ВНЖ. Эту цифру социологи центра CASE получили, проведя опрос граждан РФ, находящихся за границей.
«Без бумажки — ты букашка…»
Какие еще цифры получили эксперты по итогам социологического исследования (в ходе которого были обработаны 1494 анкеты)? Полученные результаты свидетельствуют о высокой степени неопределенности среди респондентов:
- 75% воспринимают возможное прекращение обновления паспортов как критический фактор нестабильности;
- 40% рассматривают потенциальную смену гражданства или обращение за международной защитой;
- 78% респондентов заявили о знании потенциальных проблем с паспортами;
- 50% респондентов сталкиваются с серьезными препятствиями при продлении ВНЖ;
- Подавляющее большинство не рассматривает возможность возвращения в РФ даже как потенциальную.
«В настоящее время тысячи граждан России, проживающих за границей, столкнулись с весьма вероятной угрозой потери возможности обновлять свои паспорта. Такое развитие событий становится все более вероятным из-за обсуждения новых ограничений в миграционной политике РФ по уже апробированному в Беларуси сценарию. Это, в свою очередь, создает вероятность массовой проблемы ухудшения правового статуса для сотен тысяч людей и может привести к перегрузке европейских миграционных
систем», — говорится в докладе. Напомним, что Беларусь больше не выдает паспорта за границей и гражданам ничего не остается как возвращаться на родину, где многих ожидают репрессии.
Есть риск, что режимы РФ и Беларуси начнут массово аннулировать или не продлевать паспорта оппозиционно настроенным эмигрантам: прецеденты частичного поражения в правах уже есть (например, признание «иноагентами», а затем террористами и экстремистами — и далее Росфинмониторинг ограничивает финансовые операции этих лиц). И хотя напрямую российское законодательство не запрещает выдать загранпаспорт, например, «иностранному агенту», но технически часто выдача
затрудняется или не осуществляется при наличии претензий службы судебных приставов (а для этого достаточно неоплаченного штрафа за отсутствие маркировки в публикации в социальных сетях и постановления пристава о запрете на выезд за границу), предупреждают авторы доклада.
Уже заметны последствия прекращения продления паспортов Беларусью: граждане, находящиеся за рубежом, оказываются в правовом вакууме с риском преследования при возвращении на родину. Дальнейший российский сценарий пока не понятен, но обсуждение возможных мер по отзыву загранпаспортов «неблагонадежных» лиц и введение ограничений на выезд, распространение белорусского опыта весьма вероятны. «Многие опрошенные нами эксперты и лидеры мнений говорят о том, что в Беларуси часто апробируются и тестируются многие меры, которые потом применяются в России», — пишут эксперты.
Проездной для иммигранта
Аналитики напомнили, что Объединенный переходный кабинет Беларуси представил проект альтернативного белорусского паспорта — «Паспорт Новой Беларуси». Планируется, что после признания паспорта странами ЕС будут начаты переговоры о его признании за пределами Европейского союза. Однако признания паспорта даже на уровне ЕС пока не произошло.
Существуют и другие виды поддержки, которые практикуют разные страны в отношении людей, которым авторитарные режимы «перекрывают кислород». Так, например, в Австрии действует «Fremdenpass» — паспорт иностранца, который может быть выдан лицам, имеющим право на дополнительную защиту, но не обладающим возможностью получить национальный паспорт своей страны. Этот документ также доступен лицам без гражданства и тем, чей гражданский статус неясен, при условии законного проживания в Австрии. В некоторых случаях «Fremdenpass» может быть выдан и другим иностранным гражданам, если это соответствует интересам Австрии.
Литва предоставляет «Užsieniečio pasas» — паспорт иностранного лица. Он может быть выдан иностранцам, имеющим временный или постоянный вид на жительство в Литве, но не имеющим действующего национального паспорта, если его невозможно получить по объективным причинам в стране происхождения. А с 1 января 2023 года Польша ввела изменения, позволяющие выдавать польские проездные документы для иностранцев гражданам Беларуси, получившим разрешение на временное проживание на основании гуманитарной визы.
«В ЕС нет универсального решения вроде «нансеновского паспорта» (его выдавали во время «белой эмиграции» в первой половине 20 века). Есть документы для беженцев (Refugee Travel Document), апатридов и экстренные бумаги (ETD), но их получение — бюрократический ад», — приходят к неутешительному выводу эксперты.
Что предлагают эксперты в данной ситуации
- Ускорение и упрощение процедур. Многие узкие места — следствие нехватки
сотрудников и оборудования, а также перегруженности работников вследствие
громоздкости процедур. Персонал миграционных служб и локальных органов
при сокращении времени на рассмотрение дел и упрощении процессов только
выиграет, а беженцы быстрее интегрируются (смогут путешествовать, работать,
учиться, даже просто иметь счета в банках). - Смягчение требований для дополнительной защиты: не настаивать на «справках
из посольств», если очевидно, что обращение туда заведомо бесплодно — например, при наличии запретов на определенные действия поражение в правах иноагентов «техническими способами»; распространить дополнительную защиту на
россиян, заявивших о несогласии с действиями диктаторских режимов. - Единые стандарты ЕС. Несмотря на то что законодательство ЕС (ст. 25 Директивы
2011/95) обязывает выдавать идентичные документы, практическая реализация
очень разная. Следует разработать типовые регламенты или рекомендации через EUAA или Совет ЕС, чтобы унифицировать сроки (например, рассматривать
заявку не более двух месяцев) и минимизированный перечень приемлемых доказательств невозможности получения паспорта (вплоть до простого заявления
и декларации оппозиционности властям РФ (Беларуси). Это снизит диспропорции
между странами и ликвидирует почву для отказов по формальным причинам. - Особые экстренные меры для эмигрантов из России/Беларуси. В случае, если режимы этих стран начнут массово лишать граждан документов, ЕС следует предусмотреть экстренный механизм. Например, временный европейский проездной документ для лиц, официально проживающих в ЕС, но оставшихся без действующего паспорта не по своей вине. Это может быть документ, выдаваемый консульствами других государств ЕС или централизованно (идея подобна laissez-passer). Уже сейчас эксперты рекомендуют выдавать travel documents проживающим в ЕС россиянам, если их посольства отказывают им в паспорте12. Реализация таких рекомендаций обезопасит оппозиционеров от преследования (режим не сможет контролировать их через отсутствие документов).
- Индивидуальный подход и права человека. При любых изменениях важно помнить, что проездной документ — это не привилегия, а неотъемлемое право. Отказать можно лишь по исключительным основаниям (безопасность, доказанный обман). Для апатридов это чуть ли не единственная возможность иметь «паспорт». Рекомендуется государствам пересмотреть оговорки к Конвенции 1954 года (например, Германия все еще формально сохраняет оговорку по ст. 27 о выдаче документов апатридам, что нежелательно с точки зрения защиты прав человека).
«Наиболее реалистичное решение — создание единых европейских стандартов
упрощенной и ускоренной выдачи Travel Documents для антивоенных мигрантов, попадающих под политические репрессии», — подытожили авторы доклада.
Европейский центр анализа и стратегий (CASE) — основанный в ЕС аналитический институт, специализирующийся на исследованиях экономических и политических процессов в постсоветских странах, а также российской диаспоры в Европе и Северной Америке. Миссия Центра состоит в предоставлении экспертных знаний о процессах, происходящих в России и соседних странах, влиянии на общественное мнение и консультировании заинтересованных учреждений по связанным с этими темами вопросам. Центр создан по инициативе российского политика, депутата Государственной Думы в 2011–2016 годах Дмитрия Гудкова на Кипре в 2024 году.