41% россиян думают, что иноагенты — это враги

Для 41% россиян понятие «иностранный агент» ассоциируется прежде всего с образом врага и предателя, а 30% испытывают к таким людям негативные эмоции. Об этом свидетельствуют данные мониторингового опроса, опубликованного ВЦИОМ 31 октября 2025 года.

Согласно результатам исследования, 75% респондентов знают или что-то слышали о законе об иноагентах, что на 5 пунктов больше, чем в 2022 году. Среди тех, кто осведомлён о законе, 65% считают, что присваивать статус иноагента «скорее нужно» — рост на 11 пунктов за три года. Поддержка закона отмечается во всех возрастных группах и, по мнению аналитиков, связана с укреплением образа «внешнего врага» и риторикой политической конфронтации с Западом.

Понятие «иноагент», отмечают исследователи, прочно вошло в общественный лексикон и приобрело выраженный негативный оттенок. Оно воспринимается не как юридический термин, а как символ границы между «своими» и «чужими». Восприятие статуса всё чаще связывается с публичными фигурами — артистами, музыкантами, блогерами, а не с организациями. Чаще всего россияне называют среди иноагентов Максима Галкина*, Андрея Макаревича*, Моргенштерна* и телеканал «Дождь»*.

Как отмечает ВЦИОМ, рост осведомлённости о законе и поддержка практики его применения указывают на то, что статус иноагента стал частью повседневного политического и культурного дискурса в России.

Медиа для российской диаспоры

Помогаем информационно людям, оказавшимся в другой стране.