В Мексике проживает 15% опрошенных, в Бразилии 13%. Остальные страны — на скриншоте. Основными мотивами для отъезда в Латинскую Америку стали политическая обстановка в России, угроза мобилизации и забота о личной безопасности, сообщают социологи проекта Outrush.

Любопытный факт о «родильной эмиграции»: 24% респондентов получили вид на жительство как родители новорождённых. Другая распространённая причина — статус беженца (22%). Среди других причин — разрешение на работу (13%), студенческие визы (12%) и брак (10%).
Свобода и простота
Для послевоенных эмигрантов политическая и социальная свобода была одним из наиболее убедительных факторов, привлекших их в страну их нынешнего проживания (51%). Другие важные соображения включали простоту получения вида на жительство (46%) и возможность получить гражданство для себя и своих детей (41%). Климат также был ключевым фактором для 40% респондентов, которые решили поселиться в Латинской Америке.
Большинство респондентов являются выходцами из преимущественно крупных городов России. Все респонденты являются высокообразованными: 71% имеют высшее образование, а 11% — 6 степени бакалавра. Это отличает их от населения России в целом, где только 27% из них имеют высшее образование. Кроме того, послевоенные мигранты, как правило, моложе чем те, кто остался в России. Средний возраст послевоенных мигрантов в Латинской Америке составляет 36 лет, по сравнению с 45 годами для тех, кто все еще проживает в России.
Айтишников 32%
25% послевоенных эмигрантов являются фрилансерами или ведут собственный бизнес. Кроме того, 18% нашли работу в международном бизнесе, 16% работают в российских компаниях и только 6% нашли работу на местном рынке труда. Чуть больше трети от всех эмигрантов (32%) работают в сфере IT. Послевоенные эмигранты часто работают на должностях в сфере менеджмента или консалтинга (14%) или в сфере искусства и культуры (10%).
Хотя по состоянию на лето 2024 года лишь немногие российские эмигранты имеют гражданство какой-либо латиноамериканской страны (2%), большинство из них с оптимизмом смотрят на возможность получения гражданства. 72% планируют получить гражданство в стране своего нынешнего проживания или уже находятся в процессе получения, а 30% ожидают получить такое гражданство в ближайшее время. Еще 15% планируют получить гражданство в другой стране. Только 11% не планируют приобретать второе гражданство.
Исследователи делают вывод, что в Латинской Америке, россияне чувствуют себя более защищенными в отношении их юридических прав и перспектив, чем в Европе или странах постсоветского пространства. Вместе с личными планами по получению гражданства и четкими планами постоянного проживания в принимающей стране, на которые указывают 43-58% респондентов, это говорит о том, что российские эмигранты, скорее всего, останутся в принимающей стране на длительный период или поселятся там навсегда
Уровень доверия к местным жителям и усилия по овладению языком также свидетельствуют о высокой готовности к социальной интеграции. Более 75% опрошенных сообщили, что доверяют жителям принимающих стран и в общей сложности 72% респондентов изучают местный язык (30% тратят значительное время и усилия, в то время как 42% делают это нерегулярно). Кроме того, 22% уже говорят на местном языке и только 5% не пытаются его изучать.
Высокий уровень доверия
С точки зрения интеграции, российские эмигранты не сталкиваются со значительной дискриминацией в Латинской Америке, по сравнению с некоторыми странами посткоммунистического региона или Европейского союза.
«Поразительно, что 90% респондентов сообщили, что с момента их прибытия в принимающую страну они не сталкивались с дискриминацией — ни со стороны частных лиц, ни со стороны властей. Только 10% сообщили о подобных инцидентах, что ниже показателей, наблюдаемых в таких странах, как Турция, Грузия или Германия, согласно данным OutRush», — отмечают ученые.
Российские эмигранты интересуются политикой принимающих стран и чувствуют себя в безопасности, участвуя в ней. Впечатляющие 74% проявляют интерес к местной политике, а 36% послевоенных эмигрантов регулярно читают средства массовой информации на языке принимающей страны, что свидетельствует о сильном желании участвовать в политической жизни принимающего сообщества и интегрироваться в нее. Примечательно, что 93% респондентов не опасаются преследований со стороны местных властей за выражение своих политических взглядов, демонстрируя относительно высокий уровень политической свободы за рубежом. Это сопоставимо с опытом, о котором сообщают мигранты в крупных европейских странах.
В целом, русские эмигранты в Латинской Америке, как довоенные, так и послевоенные, чувствуют себя в относительной безопасности в их принимающих странах. Более 90% не опасаются преследований со стороны местных властей за выражение политических взглядов. Однако опасения по поводу транснациональных репрессий со стороны России остаются значительными: 63% послевоенных мигрантов выражают опасения по поводу подобных действий.
Без поездок в Россию
Большинство респондентов (52%) не ездят в Россию и не планируют этого делать, в то время как 36% в настоящее время не посещают ее, но намерены когда-нибудь посетить. Только 11% иногда посещают Россию. Примечательно, что 90% респондентов не планируют возвращаться в Россию в течение ближайших 12 месяцев, а 56% не представляют себя когда-либо живущими в России. Это нежелание, вероятно, вызвано тем фактом, что примерно 86% респондентов не ожидают улучшения ситуации в России в ближайшие годы.
Тем не менее, связи с Россия остается сильной: 80% респондентов поддерживают связь с друзьями и семьей в России по крайней мере несколько раз в месяц, если не ежедневно. Интересно, что, несмотря на свое космополитическое мировоззрение, 38% опрошенных ощущают свою принадлежность к русскому эмигрантскому сообществу, 12% чувствуют связь с самой Россией, а 14% отождествляют себя с идеей будущего российского общества.
Среди 68% российских мигрантов, у которых есть близкие друзья, большинство из них — соотечественники-эмигранты из России. Доверие в этих сообществах заметно: 70% респондентов доверяют другим русским эмигрантам, и, что интересно, еще больше — 77% — доверяют местным жителям. 45% доверяют тем, кто все еще проживает в России. «Уровень доверия ко всем группам выше по сравнению со средним уровнем доверия, о котором сообщают граждане по всей России», — подытожили исследователи.
Напомним, ранее Энрике Игнасио Феррера Виейра, посол Аргентины в России, объявил о том, что страна покончила с родильным туризмом из РФ.
