Мигрантов лучше всего интегрируют в Швеции

В среднем политика европейских стран создаёт столько же препятствий, сколько и возможностей для участия иммигрантов в жизни страны. Только три страны — Швеция, Финляндия и Португалия — придерживаются благоприятного подхода к интеграции. 

Обновился Индекс политики интеграции мигрантов (MIPEX), который показывает, насколько эффективно в разных странах Европы проводится иммиграционная политика. На первом месте по этому показателю оказалась Швеция, второе место заняла Финляндия, на третьем месте Португалия. Наихудшим образом дела обстоят в Латвии, Литве и Болгарии.

Неоднородная политика

Политика интеграции в Европейском союзе остаётся неоднородной, что отражает разный уровень политической воли и инвестиций в поддержку долгосрочной интеграции мигрантов, делают выводы авторы рейтинга. Политика интеграции в 27 странах ЕС в среднем благоприятна лишь наполовину (54/100). Это означает, что в среднем политика стран создаёт столько же препятствий, сколько и возможностей для участия иммигрантов в жизни страны и их обустройства на новом месте.

Иммигранты пользуются многими основными правами и в определённой степени долгосрочной защитой, но не равными возможностями. Помимо низких средних показателей, системы интеграции мигрантов сильно различаются в разных странах ЕС. Из-за отсутствия согласованности в этой сфере только три страны — Швеция, Финляндия и Португалия — придерживаются благоприятного, разумного подхода к интеграции. За ними следуют Бельгия, Испания, Германия и Люксембург, которые проводят умеренно благоприятную политику. Большинство стран ЕС относятся к категории умеренно благоприятных, в то время как Болгария, Латвия, Литва и Словакия проводят умеренно неблагоприятную политику в отношении интеграции.

Интеграционная политика страны может частично объясняться уровнем её демократического и экономического развития, а также историей иммиграции. С одной стороны, иммигранты, как правило, сталкиваются с большими трудностями в развивающихся странах с небольшим количеством иммигрантов, таких как страны Восточной Европы. С другой стороны, в более богатых и традиционных странах назначения иммигранты обычно пользуются равными правами и возможностями.

Эти различия указывают на то, что мигранты в одной из стран ЕС имеют доступ к совершенно иному набору услуг, что влияет на их интеграцию в рынок труда, социальную сплочённость, самоидентификацию и чувство принадлежности. Если рассматривать восемь различных аспектов интеграции индекса MIPEX, то можно сказать, что мигрантам стало легче справляться с такими задачами, как получение постоянного вида на жительство (61 балл) и, хотя в меньшей степени, при интеграции на рынке труда (55 баллов). Большого прогресса страны добились в борьбе с дискриминацией (78 баллов). Однако серьёзные проблемы сохраняются в таких областях, как участие в политической жизни (37), доступ к гражданству (44). С доступом к образованию (50) пока тоже есть пролемы, несмотря на недавние улучшения в этой сфере в некоторых странах.

Эпоха застоя

В период с 2019 по 2023 годы интеграционная политика в ЕС улучшилась всего на 0,8 балла по шкале MIPEX, что свидетельствует об общем застое. Небольшой прогресс был обусловлен в первую очередь значительными достижениями в сфере образования (+3 балла), на рынке труда (+1) и в борьбе с дискриминацией (+1). Напротив, в других сферах наблюдались ограниченные или отрицательные изменения: гражданство (–1), воссоединение семьи (+0,4), здравоохранение (+0,7), постоянное место жительства (–0,1) и участие в политической жизни (–1).

Во многих странах прогресс в одной области компенсировался ограничениями в другой. Например, Словения расширила доступ к рынку труда за счёт сокращения сроков ожидания для лиц, ищущих убежища, и более широкой поддержки при трудоустройстве, но при этом резко сократила количество случаев воссоединения семей из-за ужесточения критериев дохода и введения языкового теста. Аналогичным образом, Франция усилила поддержку студентов и преподавателей-мигрантов, но одновременно ввела более строгие требования для продления вида на жительство и повысила барьеры для доступа к здравоохранению.

Примечательно, что политика на рынке труда в целом улучшилась благодаря более эффективному применению Директивы ЕС о едином разрешении на работу (2011/98/EU). Такие страны, как Кипр, Греция, Люксембург и Словения, провели значимые реформы, особенно в сфере признания квалификаций и доступа к государственным службам занятости. Эти же страны провели значимые реформы, особенно в сфере признания квалификаций и доступа к государственным службам занятости. Наибольшие улучшения интеграции на рынок труда произошли в Словении.

С 2020 года Словения расширила доступ мигрантов к рынку труда, сократив сроки ожидания для лиц, ищущих убежища, и предоставив государственные услуги по трудоустройству большему числу обладателей разрешений. В 2023 году Словения также ввела программы предварительной интеграции в странах происхождения и запустила адресную поддержку для молодёжи и женщин-мигрантов, сталкивающихся с языковыми, финансовыми или социальными барьерами.

Греция также добилась значительных улучшений, уравняв в правах иностранные академические квалификации и расширив адресную поддержку при трудоустройстве для граждан третьих стран и лиц, получивших международную защиту.

До паспорта как до луны

Во многих странах ЕС набирает обороты политическая тенденция по ужесточению требований для получения гражданства, в частности за счёт повышения уровня владения языком, увеличения срока проживания в стране и ужесточения требований к экономической и интеграционной деятельности. «Несмотря на то, что показатели политики ЕС в отношении гражданства практически не изменились, большинство изменений, произошедших с 2018 года, были регрессивными, и, скорее всего, в дальнейшем ситуация будет ухудшаться», — подчеркнули эксперты.

Такие страны, как Греция, Кипр, Бельгия, Финляндия, Швеция и Нидерланды, ввели или предложили ввести более строгие критерии натурализации, которые могут создать препятствия для интеграции, особенно для уязвимых групп мигрантов. В отличие от этого, реформа, проведённая в Германии в 2024 году, ознаменовала собой либерализацию за счёт снижения требований к месту жительства и признания двойного гражданства.

Тенденция к ужесточению условий наблюдается и в политике воссоединения семей, где наряду с некоторыми заметными исключениями вводятся более строгие требования. Несколько стран, в том числе Ирландия, Словения и Нидерланды, ввели более строгие требования в отношении дохода, знания языка и наличия жилья. В Словении наблюдается самый резкий спад из-за новых требований, предусматривающих языковой тест для членов семьи (с 2024 года) и более строгие критерии дохода для воссоединения семей, исключающие социальные выплаты (с 2021 года).

Однако некоторые страны стали более инклюзивными: Португалия теперь предоставляет право на въезд семьям заявителей на получение визы, а Хорватия ограничила основания для отказа в предоставлении статуса.

Без политики…

Несмотря на то, что участие в политической жизни является важнейшим аспектом интеграции мигрантов в общество, оно остается самым слабым звеном в политике интеграции. Граждане стран, не входящих в ЕС, по-прежнему имеют ограниченные права голоса и мало возможностей для участия в работе авторитетных консультативных органов или организаций мигрантов, получающих адекватную поддержку.

Последние события еще больше усугубили эту тенденцию, в основном из-за ослабления консультативных органов (например, в Ирландии, Люксембурге, Дании) и отсутствия активной информационной политики (например, в Финляндии, Ирландии). В Люксембурге в 2023 году был упразднён Национальный совет по делам иностранцев (CNE), который был влиятельным консультативным органом, в состав которого входили представители как иммигрантов из ЕС, так и из стран, не входящих в ЕС. Вместо него был создан Высший совет без каких-либо квот для иностранцев или граждан страны.

Аналогичным образом в Дании Совет по делам этнических меньшинств в 2020 году был заменён более слабым Национальным советом по интеграции, а в 2019 году в законодательство были внесены изменения, согласно которым для участия в местных выборах гражданам стран, не входящих в Северную Европу и ЕС, необходимо проживать в стране от 3 до 4 лет. В Ирландии Стратегия интеграции 2017 года обещала дальнейшую поддержку участия мигрантов в политической жизни, в том числе в рамках консультативных форумов, но эти обязательства не были выполнены после завершения действия стратегии.

Такое отсутствие политической интеграции контрастирует с развитием антидискриминационной политики, которая с момента принятия законодательства ЕС в 2000 году демонстрирует более последовательный прогресс в странах ЕС. За последние пять лет эта политика была усилена, особенно в четырёх странах ЕС: Испании, Румынии, Хорватии и Словении. В Испании было зафиксировано наиболее значительное улучшение ситуации после принятия в 2022 году всеобъемлющего закона о недискриминации. Новое законодательство расширило перечень запрещённых оснований для дискриминации, увеличило объём защиты и укрепило полномочия национального органа по вопросам равенства.

Напротив, только Венгрия и Ирландия столкнулись с трудностями в борьбе с дискриминацией. В Ирландии с момента завершения реализации стратегии 2017 года не было принято никаких позитивных мер. В Венгрии в 2020 году парламент распустил независимое Управление по вопросам равного обращения, передав его обязанности многофункциональному омбудсмену.

Медиа для российской диаспоры

Помогаем информационно людям, оказавшимся в другой стране.