Репатриация в Израиль как игра на выживание

Переезд в Израиль – это как заказать шаурму в незнакомой лавке: вроде знаешь, что тебя ждет, но реальность всегда вносит свои коррективы. В 2024 году, несмотря на войну, судебные реформы и рост цен, десятки тысяч человек выбрали Израиль своим новым домом. Вопрос только в одном: надолго ли?

Бросили все и приехали… зачем?

По данным Центрального статистического бюро, в прошлом году Израиль принял 32 000 репатриантов. Из них 19 467 – россияне. То есть, несмотря на местные потрясения, сюда переехало больше людей, чем покинули страну (а таких в 2024 году было 83 000).

«Они приезжают не из-за любви к Израилю, а потому что сбежали от мобилизации и диктатуры», – говорят преподаватели ульпана «Гордон» в Тель-Авиве. И действительно, многие из новых репатриантов – образованные, молодые и вполне состоятельные люди, которые на своей шкуре знают, что такое демократия и свобода. Некоторые из них уже купили здесь жилье, а кто-то до сих пор пытается разобраться, как не потеряться в лабиринтах израильской бюрократии.

Откуда едут и почему уезжают?

Вслед за россиянами в списке стран-доноров израильского населения идут США (3200 репатриантов), Франция, Украина и Италия. Кто-то спасается от антисемитизма, кто-то – от войны, кто-то – просто решил, что жара лучше дождя. Однако всех объединяет одно: их потрясенный взгляд при прохождении паспортного контроля в аэропорту Бен-Гурион, когда их искренне спрашивают: «Вы серьезно? Вы приехали сейчас

Дороговизна, бюрократия и вечный вопрос: что я здесь делаю?

Жизнь в Израиле – это не только закаты на пляже и шаурма на каждом углу, но и суровые испытания для кошелька.

«Тут дорого!» – восклицают репатрианты, столкнувшиеся с ценами на жилье, еду и даже общественный транспорт. Некоторые снимают квартиру вчетвером, чтобы не разориться, а одна женщина призналась, что поселилась в доме, который никто не хотел арендовать из-за неадекватных соседей – но выбора у нее не было.

«Мне повезло, мой муж работает в хай-теке», – говорит одна из репатрианток. Другие такой удачей похвастаться не могут. Дороговизна вынуждает искать любую работу, часто далекую от квалификации. Так, архитекторы работают воспитателями в детском саду, ученые – портными, а компьютерные графики просто не могут найти работу.

«Нет работы, нет друзей, нет надежды»

Как ни странно, не все репатрианты готовы остаться в Израиле надолго. Некоторые уже рассматривают Канаду, Грузию или другие страны, где жизнь обещает быть попроще.

Один из них, Даниэль Баев, переехавший из России в 2022 году, пишет в соцсетях:
«Многие мои друзья уже уехали. Они не смогли найти работу, а у кого получилось – получают копейки. А я пока продолжаю врать себе, что могу позволить себе остаться в Израиле.»

Другой репатриант в отчаянии написал:
«Нет работы, нет друзей. Денег на квартиру нет. Я сижу перед компьютером и не знаю, что делать.»

Вывод? Израиль – это квест не для слабонервных

Жить здесь – значит учиться справляться с трудностями, привыкать к дороговизне, бюрократии и шумным рынкам. Одни репатрианты мечтают вернуться в Россию, другие – переехать куда-нибудь еще, а третьи уже прикидывают, как купить домик в Герцлии-Питуах и научиться жить по израильским правилам.

Как сказала директор ульпана «Гордон» своим ученикам:
«То, что вы находитесь здесь – это чудо. Спасибо, что приехали. Надеюсь, каждый из вас найдет здесь свое место.»

А кто не найдет – всегда можно попробовать Канаду.

Медиа для российской диаспоры

Помогаем информационно людям, оказавшимся в другой стране.