Политический комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) поддержал проект резолюции о формировании постоянной платформы для диалога с демократическими силами России, действующими за её пределами. Об этом сообщается на сайте ПАСЕ. Документ теперь ждёт голосования на пленарной сессии ассамблеи.
От Ходорковского до Каспарова
Резолюция предусматривает переход от эпизодических контактов с российскими оппозиционными и гражданскими движениями к системному взаимодействию. Для этого будет создана специальная платформа двустороннего общения.
Участников платформы выберет Бюро ПАСЕ по рекомендации председателя. Кандидаты должны находиться за пределами России, обладать «незапятнанной репутацией», разделять ценности Совета Европы, признавать суверенитет и территориальную целостность Украины, открыто выступать против режима Путина, осуждать международные преступления России и поддерживать Берлинскую декларацию.
«Участие в платформе также позволит российским демократическим силам присутствовать на заседаниях комитетов, подкомитетов и сетей Ассамблеи во время частичных сессий и выступать с докладами с разрешения соответствующих председателей», — подчеркивается в проекте резолюции.
В пояснительной записке к резолюции среди ключевых демократических сил упоминаются организации Михаила Ходорковского («Антивоенный комитет»), Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального, инициативы Владимира Кара-Мурзы, Натальи Арно (Free Russia Foundation), Гарри Каспарова («Форум свободной России»), а также движения, представляющие народы России.
Если истек загранпаспорт…
Платформе обещана институциональная поддержка. Она подразумевает создание структур в изгнании при поддержке правительств стран ЕС, которые будут оказывать административную и юридическую помощь россиянам с четкой антивоенной позицией в чрезвычайных ситуациях, таких, как риск экстрадиции в Россию.
Поддержка должна также включать в себя разработку правовой базы для замены российских документов с истекшим сроком действия для тех, кто не может обратиться в российские консульские учреждения. Среди таких лиц указаны включенные в российский «список террористов» и/или считающиеся «иностранными агентами». Также в ПАСЕ допускают, что Россия последует примеру Беларуси и издаст указ о невозможности продления загранпаспортов за границей.
Предусмотрена и поддержка тех, кто находится в России и вынужден бежать. Им готовы давать убежище и обеспечивать защиту от преследований со стороны российских спецслужб. Тем, кто бежит в безвизовые страны, тоже обещают поддержку. В проекте резолюции также рекомендовано обратиться к таким принимающим странам «с просьбой принять их в качестве беженцев, возможно, на временной основе, и содействовать их дальнейшему переезду в страны ЕС или США, если они того пожелают».
Долгая история
Отметим, что ПАСЕ уже объявляла о создании постоянной контактной платформы для диалога с представителями российских демократических оппозиционных сил. Это произошло еще осенью 2023 года. Политолог Екатерина Шульман тогда сообщила, что на встрече обсуждали, в том числе, и возможность появления аналога нансеновского паспорта для покинувших родину россиян. По ее словам, создание постоянного представительства в ПАСЕ позволит поддержать как российскую диаспору за рубежом, так и тех людей, кто разделяет демократически ценности и находится внутри страны. Очевидно, что с тех пор проект получил реальные очертания и к созданию подобной платформы мы близки как никогда.
Также ранее генеральный докладчик по российским демократическим силам в Парламентской ассамблее Совета Европы Ээрик-Нийлес Кросс назвал хорошей идеей выдачу паспортов демократии, которые позволят оппозиционно настроенным россиянам с антивоенными взглядами проживать на территории Европейского Союза без получения статуса беженца. Тогда он даже назвал в качестве предположительного места для выдачи документов Германию.
Разговоры о выдаче россиянам неких альтернативных документов, «отвязывающих» их от гражданства, ведутся с 2022 г. Было анонсировано много проектов от «паспорта Нансена 2.0» до «паспорта хорошего русского». В лучшем случае эти проекты становились мемами а в худшем о них переставали говорить.
