Многие россияне уехали из страны сразу после того как президент РФ Владимир Путин объявил о начале мобилизации, 21 сентября 2022 года. И поступили правильно так как сотрудники военкоматов стали стучаться в квартиры вечером этого же дня. Среди них был и Павел Суетин, который не открыл людям в военной форме, а на утро следующего дня уехал из своего дома в Североморске в Норвегию.
Два года ожидания
Ранним утром он уже направлялся к границе с Норвегией, где проживает его мать. Павел несколько дней провел у матери, а затем подал заявление на убежище в городе Вадсё. Он рассказал, что его хотят призвать на войну, но он не желает ни убивать, ни умирать.
Через два года, в середине сентября 2024 года, норвежское миграционное ведомство уведомило его, что он не имеет права на убежище и должен покинуть Шенгенскую зону в течение трех недель. В решении об отказе ведомство указало, что мобилизация в России в настоящее время не проводится, ссылаясь на заявления президента РФ Владимира Путина и экс-главы минобороны Сергея Шойгу, сделанные в октябре 2022 года о завершении мобилизации. Также власти отметили, что хотя официального приказа о завершении мобилизации нет, повестки якобы больше не рассылаются, а войска пополняются добровольцами, которых привлекают большими денежными выплатами.
«Шойгу же сказал…»
Одна из подписчиц телеграм-канала Эмигрицепс откликнулась на этот кейс и поделилась своей печальной историей: “Осенью 2022 года мы с мужем подали заявку на убежище в Нидерландах. Нас держали в лагере два года, а неделю назад мы получили предварительный отказ. Одной из причин указали, что мобилизация завершена и никого не призывают, «Шойгу же сказал». При этом в России пытались сфабриковать уголовное дело против моего мужа за отказ участвовать в «учениях» перед войной, и следователь применил к нему физическую силу”.
Девушка также открыто выражала свои антивоенные и антиправительственные взгляды, получала угрозы и даже беседовала с сотрудником ФСБ. Однако миграционная служба Нидерландов считает, что паре будет безопасно в России. Отказ в убежище пока предварительный, и они уже подали апелляцию. Без обжалования россиянам пришлось бы покинуть страну в течение четырех недель. “Если в итоге будет отказ, мы подадим в суд и будем бороться до конца, потому что прекрасно понимаем, что возвращаться нам нельзя”, — рассказала подписчица.
И еще одна история — уже из Суоми. «Моему хорошему другу в Финляндии пришёл схожий отказ неделю назад, как и паре из Нидерландов, мотивация та же, как под копирку: «Мобилизация окончена, так как об этом заявили Шойгу и Путин», далее идут ссылки на множество публикаций об этом в государственных СМИ РФ. Он не хочет обжаловать это решение и сейчас думает о переезде в третью страну. Грустно, но думаю, что сейчас посыпятся подобные массовые отказы во всех странах ЕС», — пишет еще один подписчик Эмигрицепса по имени Сергей.
Верят пропаганде
Все эти решения иммиграционных властей стран Евросоюза основаны всего лишь на на словах, произнесенных Владимиром Путиным и Сергеем Шойгу и распространенных в российской прессе. Однако указ об окончании частичной мобилизации до сих пор не отменен. Такие организации, как «Идите лесом», помогающие избежать призыва на фронт, фиксируют, что повестки продолжают приходить, но уже не в таких масштабах. Параллельно с 1 октября 2024 года в России начинается осенний призыв в армию, который затронет 133 тысяч граждан в возрасте от 18 до 30 лет. Никто из них не застрахован от отправки в зону боевых действий.
«Мобилизационные» кейсы — слабые
Ситуацию специально для портала Diasporaru прокомментировал Дмитрий Коваленко, волонтер, помогающий беженцам в Германии. «В Германии тоже много таких случаев, причем, не только в последнее время, а уже больше года. Для убежища требуется доказать личную угрозу, а принадлежности к широкой группе лиц (мужчины от 18 до 65 лет) недостаточно. Логика такая — сейчас лично вас в армию не «гребут», значит, и угрозы нет», — говорит Дмитрий Коваленко.
По его словам, в целом «мобилизационные» кейсы — довольно слабые, по ним в Германии почти 100% отказов так как для позитивного решения нужна политическая составляющая — угрозы от правоохранительных органов, административные задержания.
Что делать
По мнению Дмитрия Коваленко, для тех, у кого кейс на убежище заключается в мобилизации, особенно если нет повестки, новостей хороших мало. Но если приходит отказ, в таких странах как Германия и Нидерланды, после подачи апелляции у вас будет еще около года в запасе. За это время можно попробовать перейти на ВНЖ, например, с целью образования.
«Знаю, что на юге, в отличие от северных стран ЕС, ситуация куда лучше — Италия и Испания довольно лояльны к россиянам, хотя и там тоже бывают неудачи. В Нидерландах же с приходом правых политических сил и в Германии на волне ожидания «правого поворота» ждать послаблений не стоит», — рассуждает Дмитрий Коваленко.
Увы, не все однозначно с предоставлением защиты и в Италии. Так, недавно правозащитница Вера Угрюмова писала о том, что в Болонье отказали в убежище человеку с казалось бы железобетонным кейсом. У него были и аресты на митингах, и уголовное преследование в России, и уклонение от мобилизации. Однако в первой инстанции ему отказали и сейчас идет долгий процесс апелляции.