Ситуация с возможным ужесточением визового режима ЕС для россиян — показатель времени, когда государства пытаются реагировать на геополитические реалии через законодательство, но зачастую рискуют ущемить права людей, которые не имеют никакого отношения к конфликту, но страдают от его последствий. Такое мнение высказал Сергей Храбрых, президент правозащитной ассоциации ARGA.
«Подобные меры напоминают исторические эпизоды, когда целые группы лиц становились “запасными жертвами” политических решений: в XX веке, например, многие беженцы и диссиденты сталкивались с тем, что их право на убежище, право на перемещение, право на проживание нарушались не потому, что они совершили что-то плохое, а потому, что принадлежали к “неправильной” национальности, имели “неправильные” взгляды или были уязвимы перед бюрократическими, а иногда и идеологическими фильтрами», — привел пример Сергей Храбрых.
По его мнению, важно, что ЕС сохраняет возможность индивидуального подхода — для диссидентов и тех, кто ищет убежище двери остаются открытыми. Это именно то, что отличает демократическую практику от коллективных наказаний: когда решение принимается не за людей, а с учётом конкретной ситуации каждого.
«Призываю к прозрачности: обязательное обнародование чётких критериев, по которым будут рассматриваться такие дела, гарантий, что заявители не столкнутся с дискриминацией, и доступа к правовому сопровождению. Только так можно минимизировать риски произвола и защитить фундаментальные права человека», — подытожил эксперт.
Напомним, ранее официальный представитель Еврокомиссии Маркус Ламмерт заявил, что пока продолжается война против Украины, о возвращении привилегий для российских туристов речи быть не может. При этом Евросоюз подчёркивает: речь идёт не о полном запрете на выдачу шенгенских виз, а о перераспределении приоритетов. Для диссидентов и тех, кто ищет убежище, двери ЕС всё же остаются открытыми.
