Сергей, вы сами прошли путь от задержания Интерполом, до получения политического убежища. Что вы можете посоветовать людям, которые могут подвергнуться незаконному уголовному преследованию?
— Первая и главная ошибка эмигрантов новой волны — игнорирование рисков. А они — достаточно серьезные. Не забывайте, что вы все еще гражданин своей страны и вам вслед может легко “прилететь уголовочка” с родины. Причин может быть много — неисполнение обязанностей иноагента, включение в список экстремистов, дискредитация армии. Вас могут подать в международный розыск Интерпола и даже если не экстрадируют, то депортация практически обеспечена.
Объясню разницу — депортация происходит по инициативе государства, на территории которого находится лицо. То есть, вас к примеру, отправят за пределы Евросоюза и наложат многолетний бан на въезд. Экстрадиция хуже. В этом случае ваше государство требует от другого государства вас вернуть именно на родину. Со всеми вытекающими последствиями. Согласитесь, и то и другое неприятно, а подчас и смертельно опасно. Что же делать?
Первый верный шаг — подача аргументированного превентивного запроса в Интерпол, который исключит “автоматический” старт розыска. Если человека преследуют неправомерно, например, прячут политические мотивы за уголовными обвинениями, то важно вовремя подать превентивный запрос в Интерпол об исключения из списков розыска Интерпола.
Интерпол можно сравнить с компьютером, куда поступают и обрабатываются запросы. Это очень эффективный и нужный миру механизм, но, к сожалению, всё чаще авторитарные режимы используют его для преследования неугодных.
Стоит ли сейчас по-прежнему бояться Интерпола? Как разные страны реагируют на запросы России, учитывая международную обстановку?
— Интерпол по-прежнему сотрудничает с Россией. Давно идут разговоры об исключении страны из Интерпола, но пока дело дальше разговоров не идет. Но есть и хорошие новости. Уже сейчас предусмотрен особый порядок рассмотрения заявок от России. То есть заявки проходят определенный фильтр, а не принимаются по умолчанию, как это было раньше. Тем не менее, если есть опасения, что вас могут преследовать, превентивный запрос в Интерпол необходим.
К слову, сейчас мы ведем интересный проект с изданием Le Monde, BBC и вместе с журналистом Матье Мартиньером собираем большое досье о преследовании людей по экономическим статьям авторитарными режимами. В частности Россия и некоторые страны СНГ часто маскируют политические преследования именно под уголовные дела по экономическим статьям. Все собранные материалы мы предоставим в международные правовые инстанции.
Если человек не успел и его все же задержали с помощью Интерпола — есть ли выход?
— Бороться за свободу можно и нужно даже в такой трудной ситуации. Недавно мы с помощью наших турецких партнеров смогли предотвратить экстрадицию из Турции в Россию Ильи Воропаева, которого объявили в розыск после конфликта с особо важной персоной. Но всё же лучше предупредить проблему, чем подвергать себя необоснованному риску. Илью могли экстрадировать в Россию и тогда ему никто уже не смог бы помочь.
Есть ли какая-то статистика, сколько арестов удалось предотвратить при помощи обращения в Интерпол?
— Доля дел, по которым было принято решение об исключении доверителей из баз данных Интерпола, составила 12%. Этот процент сравнительно невелик в связи с тем, что отчет предоставляет данные только за один год, Интерпол при этом выносит решения на протяжении года или дольше.
Мы с коллегами представили в Парижском университете Сорбонна научный доклад на тему «Об использовании Российской Федерацией в политических целях механизмов Интерпола по преступлениям экономического характера».
Кроме того выявлено, что 50% дел включают нарушения права на защиту и грубые отступления от процессуальных норм. 64% дел имеют политический мотив, что свидетельствует о масштабных злоупотреблениях правовыми механизмами для давления на лиц, чья деятельность неугодна государственным органам. 36% обращений подтверждают факты применения пыток, что указывает на крайне тревожную ситуацию с соблюдением прав человека.
Может ли человек сам подать превентивный запрос в Интерпол?
— Теоретически да, но практически все обращаются к адвокатам или юрисконсультам. Важно соблюсти все требования, чтобы запрос выглядел обоснованным и был принят к рассмотрению. Чем профессиональнее он составлен, тем больше шансов на успех и исключение из базы.
Оказывает ли ваша ассоциация помощь людям, попавшим в такую сложную ситуацию?
— Да, мы бесплатно консультируем по этим и многим другим вопросам. По своему опыту знаю, как тяжело жить и действовать в условиях недостатка информации, непонимания международных юридических механизмов. Опыт, который получил я и мои коллеги в течение последних пяти лет, сейчас позволяет помогать другим.
Для справки:
Интерпол — это Международная организация уголовной полиции, объединяющая 195 стран для борьбы с транснациональной преступностью. Организация в нынешнем виде работает с 1956 года, а в 1989 году Интерпол переехал на новый адрес штаб-квартиры во французский Лион.
Интерпол координирует усилия национальных правоохранительных органов, предоставляет аналитические данные, поддерживает расследования и помогает обмениваться информацией в режиме реального времени. Важнейшая миссия Интерпола — борьба с терроризмом, киберпреступностью, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми, отмыванием денег и другими видами международной преступной деятельности.
Чтобы получить конфиденциальную консультацию в Asylum Research & Global Assistance, отправьте свой контакт в письме в редакцию (поле для контактов найдете внизу) или в Telegram https://t.me/ann_1333