Как живут российские семьи с детьми за рубежом

Новое исследование показало, что пятая часть респондентов, эмигрантов из России, не продала свою недвижимость на родине.

Фонд Бориса Немцова за Свободу провел исследование, в котором рассмотрены обстоятельства жизни российских семей с детьми, эмигрировавших после начала полномасштабной войны. В работе приняли участие семьи из 13 стран, включая Грузию, Испанию, Португалию и другие. Вот основные выводы.

Тесные связи

Российские эмигранты продолжают поддерживать тесные связи с родными и друзьями, оставшимися в России. Дети, в частности, активно общаются с привычным кругом общения через интернет.

Эмиграция не разделяет россиян на «экономических» и «политических» — все респонденты помогают друг другу, независимо от причин отъезда. Тех, кто покинул страну до начала войны, поддерживают те, кто бежит от репрессий и насилия сегодня.

Тем не менее, большинство опрошенных не стремятся устанавливать крепкие отношения с местным населением. Множество барьеров, с которыми сталкиваются эмигранты, остаются непонятными для местных жителей.

Образовательные инициативы

Дети адаптируются быстрее взрослых. Учащиеся находят общий язык как с местными детьми, так и с детьми других эмигрантов. В то время как взрослые не спешат завязывать знакомства с местными, дети, по словам респондентов, гораздо легче входят в новые коллективы.

Когда подходящих образовательных или досуговых программ для русскоязычных детей нет, эмигранты создают их сами. Так, в Сербии и Португалии были открыты культурные и образовательные центры для детей, говорящих на русском языке.

Некоторые эмигранты отмечают определенную напряженность в отношениях с украинскими беженцами, однако случаи открытого конфликта редки. Дети русских и украинских эмигрантов, как правило, общаются без конфликтов и часто вместе посещают детские мероприятия.

После переезда из России многие взрослые проводят больше времени с детьми. Причины — близость школ, меньшее расстояние от дома до учебных заведений и отсутствие бабушек и дедушек, которые ранее помогали в уходе за детьми.

Мысли о возвращении

Интересно, что пятая часть респондентов не продала свою недвижимость в России. Это стратегический шаг, позволяющий сохранить актив на случай возвращения. Многие эмигранты уже выработали четкие критерии, при которых они готовы рассмотреть возвращение — окончание войны, смена политического режима, пауза в несколько лет для стабилизации социально-экономического положения («без пустых полок и 90-х»).

Интересно появление двух четко различающихся траекторий возвращения — на
постоянное проживание и частые безопасные для жизни и свободы поездки к друзьям и
родственникам.

Во многих семьях один из родителей, чаще всего это женщина, лишился работы по специальности. Однако многие эмигранты, переориентировавшись, начали предоставлять различные услуги русскоязычным сообществам и помогают облегчить жизнь другим эмигрантам. Примечательно, что один из респондентов организовал бесплатные курсы для украинцев, пытающихся освоиться в новой стране.

Важность диаспоры

Авторы исследования отметили, что русскоязычные общины играют ключевую роль в адаптации эмигрантов, особенно когда речь идет о помощи с жильем, школами и другими важными аспектами жизни на новом месте. Многие отмечают, что Telegram-каналы, офлайн-встречи и местные детские кружки становятся основным источником поддержки, а также важными центрами для обмена информацией и создания новых социальных связей.

Медиа для российской диаспоры

Помогаем информационно людям, оказавшимся в другой стране.